Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования последствий ДТП, где был поврежден автомобиль, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель служит экспертиза дорожных происшествий, которую граждане по разному называют то автодорожной, то дорожно-транспортной, то дорожной.

Интересно то, что ни одно из вышеизложенных названий дорожной экспертизы не является правильным и научно-обоснованным наименованием.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза приобрела это название более 7 лет тому назад, основная масса практикующих судей, следователей, юристов, адвокатов продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс исследования, не определяя конкретного вида экспертного исследования.

Из-за такого абстрактного и общего определения данного исследования, в практике зачастую всплывают ситуации, когда в адрес какой-либо экспертной организации, где имеются тоже вроде бы как «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба), поступают материалы дела, для исполнения которых необходимы специальные познания именно эксперта по исследованию ДТП (дорожной разметки, дорожных знаков, дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги).

И тогда возникает нехорошая ситуация, когда дело возвращается в судебные или следственные органы без надлежащего исполнения, в результате чего установленные сроки не выдерживаются по причине неграмотности указанных выше участников судебно-следственного процесса.

Основные цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте ДТП: обочин, участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние покрытия проезжей части;

• состояние дорожного покрытия в месте происшествия, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности (невозможности) всестороннего восприятия водителем сложившейся ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения происшествия;

• определение значений коэффициентов и параметров, который характеризуют передвижение транспортных средств и иных участников на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспортных средств и других участников по поверхности автомобильной дороги;

Выяснение обстоятельств, непосредственно связанных с дорожной обстановкой перед ДТП, способствовавших возникновению дорожно-транспортного происшествия: неблагоустроенность дороги, отсутствие необходимых дорожных знаков, ошибочное расположение дорожных указателей, неверная разметка дорожного полотна и другие негативные условия обстановки.

Для судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставить все материалы уголовного, гражданского, административного дела, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также необходимо знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо глубокое изучение имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

Скажем, в случаях, где важной причиной происшествия являются погодные условия обязательным документом будет справка о погодных условиях в момент происшествия.